Это было не спонтанное решение, а вполне осознанный эксперимент. Когда-то я уже пробовал пробежать две сотки с разницей в две недели. Теперь стомильники — после финиша первого (UTMB) прошло пять дней, и я снова вышел на старт. SwissPeaksTrail 2017 (170 km, 10600 D+).

Ничего не сократили, не обрезали и не отменили — что важно.

У каждой гонки есть свой характер и свои традиции. И, учитывая, что эти соревнования проводились впервые — милости от организаторов в последующие годы ждать не придётся.

На старте мне казалось, что нас тут человек 400 не меньше, такая здоровая толпа собралась на верхней кромке плотины на высоте 2385 в горном уголке Швейцарии. Но по факту, 199 человек вышли на старт. Заряженные, жаждущие приключений, в коротких красивых спортивных костюмах. Да, погода, была отличная! Даже на такой высоте спокойно бежалось в шортах и футболке. А на первых двух перевалах я не надевал ничего кроме балаклавы на голову.

Старт был дан в 13:20. Не совсем стандартное время для стомильника. Объясняется следующим: дали выспаться и организовали трансфер из финишного городка на место старта в 9:30. Ехали полтора часа, но неожиданно поняли, что все участники не успевают подняться на маленьком фуникулере к 13:00 и отложили ещё на 20 минут. Да на здоровье! Погулял с семьёй, пообщался с Сашей Оливсоном, настроил амуницию. Сфотографировался, конечно же. За две минуты, начинаю раскладывать палки (решая, что первый подъем пойду неспешно в середине толпы). Но, увы. Первая же палка отказывается крепиться при раздвижении. 3, 2, 1 — поехали. Хм.

Пробегая мимо своих, кидаю в них палками и, заодно, сжатые комментарии. Оля грамотная, разберётся. На следующем КП достанет мне запасную палочку и соберёт пару из двух.

Хитрость этой трассы в том, что она проходит линейно. Из А в В. И высота старта (2385), на два километра выше финиша (385). Поэтому ты не просто набираешь по ходу дела 10600 метров, но и сб

расываешь 12600. Кто не любит длинные спуски, не советую туда. Полторакилометровые сбросы высоты там обычное дело.
Так вот, начало нам сулило две вершины на высотах 2950 и длинный спуск. А большие высоты предполагают… что? Правильно. Технически сложную тропу. И палочки зачастую втыкать просто некуда. Сплошной курумник. Так и оказалось. Поэтому потеря палочек на этом участке вылилась в преимущество.

В первый подъем меня обогнало, наверное, больше половины из стартовавших женщин. Реально, узнавал стартовый запал UTMB. Все бегут, как будто 40 км впереди, а не 170. У меня-то ещё чёткая картина в голове, как выглядят эти бегуны на последней третьи дистанции. Эти лихие оббегания на узких тропках в конце превращаются в небесное тихоходство. Но люди об этом забывают в запале борьбы. Бегут в подъем.

На первой вершине был, наверное, за соткой. А вот со спуска многие бегать по здоровым валунам совсем не хотели, отыграл мест 50.

Ну и ок. Оля встретила, передала палочки.

Начинается длинная монотонная пахота…

Придерживаюсь плана: не умирать, получать удовольствие и наслаждаться видами. Про последнее — отдельная история. Пусть не будет обидно ни одному организатору и ни одному трейлу, но этот — (!!!) ! В 100 раз красивые любого другого. Ни Тур, ни UTMB не идут ни в какое сравнение. Горные озера, которыми ты успеваешь полюбоваться, снежные пики вокруг 4600 высотой, водопады, овечки интересной породы, необычные горные ландшафты…. Красота неописуемая. За виды — организаторам жирная пятёрка.
К 110-му километру я вылез примерно на 30-ые позиции. Определённо есть шанс на Топ20, хотя отрывы уже очень приличные.
Я бежал абсолютно все прямые и спуски и с трудом удерживал среднюю скорость 5 км/ч.

Второй день и по прогнозам, и по факту, был дождливым. Некоторые спуски превратились в опасные, скальные, мокрые горки. На которых кататься категорически запрещено — сразу в пропасть. Поэтому часто и под гору — 5 км/ч — за счастье.

Все шло своим чередом, когда за один большой перевал перед второй Базой Жизни (130 км), не начался какой-то неприличный ливень. На КП в начале подъёма, сердобольный дядечка сообщил, что на вершине «ветрено» (капитан очевидность нервно закурил в сторонке). Через несколько часов с этой точки уже не будут выпускать дальше. Мы же идём.

В непосредственной близости от меня 2 человека. Один из них в шортах, лёгонькой ветровке и кепке. Я в трёх кофтах, шапке, перчатках и штанах. Но все это насквозь промокло. Сжимаешь кулак — выжимаешь полстакана воды. Но этот в шортах — совсем кадр. Это тут, на 1500 такое, а нам 2500 перевалить надо. Начинаю прибавлять, чтобы хоть как-то согреться. Не получается. Шортист проявил смекалку и закутался в спасодеяло. Иду рядом, но вообще не верю в его успешный переход через Альпы. Тупо интересно, чем это закончится. Третий парень был одет лучше нас, но остановился уже давно и начал названивать. Или группу поддержки вызывает, пока подъехать можно, или ещё что решает (но точно не сходить, видно было, что опытный тип).
А мы идём вверх. Дождь теперь с градом. Температура около нуля. Холод дикий. Я уже бегу и в гору все, но согреться не получается. Оторвался от парня, но мысленно я с ним.

Встречаю жилую хижину. Пускают перекантоваться. Спустя 5 минут подходит шортист уже без спасодеяла (порвал, говорит), дрожит неприлично.

На своём швейцарском наречии быстро находит язык со смотрителем приюта и обживается утеплённой непромокаемой курткой и перчатками. Мне не так повезло, так как языка я не знаю. Мои трофей: рюмка горячительного и 2 пакета на руки.
Ухожу намного раньше парня.

Километра через 2 опять продрог до костей. Из последнего домика перед бесконечными продуваемыми полями выглядывает мужик. «Сава?», — спрашивает? Нет, говорю, не сова. Зяблик. Приглашают погреться — это уже ближе к теме. Трофеи из этого домика посолиднее. Сухая футболка, погретые под краном руки и непромокаемый мусорный пакет на торс (хорошо, что вспомнил про такой вариант защиты от дождя. А судя по тому, что потом многие приходили в таких нарядах, домочадцы потом всем их предлагали). Добрые люди. Хозяин, парень лет 40-ка — тоже по горам раньше быстро бегал. Даже медаль какую-то притащил 2002 года. Чемпион. Короче, понимает, что не сладко нам.

Вышел из домика на штурм вершины одновременно с мимо проходившим шортистом. Он уже далеко не тот. Выглядит намного теплее, чем я. Разговорились.

Он говорит, что за нами подозрительно никого нет. Видимо пускать перестали.

Перевалили перевал. Немного потеплело, когда высоты сбросили. Но меня по-прежнему знобит. Парень звонит отцу. Тот говорит, что организаторы решают относительно судьбы гонки. Могут остановить. Некоторых уже эвакуировали с переохлаждением.

Если честно, я буду совсем не против. Впереди ещё три горы и это не шутки, в конце концов. 130 км я уже находил. Иду на 22-ом месте вроде как. Финишную кофту получу. И домой приеду к ночи, а то все мои прогнозы на счёт 32-х часов разбились об суровый трек. Светит уже под 40, а это означает всю вторую ночь в дороге.

И так все это красиво складывается, и так задолбался я уже, что к Базе добегал потихоньку, легко, никуда не спеша. Сейчас все закончится, пару километров только потерпеть.

Вот и городок. Оля встречает. Рассказываю о своих ожиданиях. Она явно скептически к ним отнеслась (не была просто наверху). Ничего, организаторы явно подальновиднее.

Захожу на КП, отмечают. Стою с немым вопросом. Молчок (сильно смахивающий на продолжение банкета). Спрашиваю прямым текстом — прямым текстом отвечают. Мда-а-а… Оля на позитиве. Давай-давай, 40 км всего. Концовка, как ты любишь… А мне не хочется верить. Хочется спать, хочется домой. Может подождать и они одумаются, остановят все-таки… Делаю все что нужно для продолжения мероприятия, лечу забитое в хлам бедро, ухожу поспать на 10 минут. Прихожу, переодеваюсь в беговое … и вот оно! Объявление! Длинное, на весь зал, на швейцарском. С маханиями в сторону дома и словами «организатор» и «трансфер».

Практически расстёгивая куртку прошу перевести на английский.

«Автобусы для группы поддержки отправятся оттуда-то во столько-то». Ништяк! (Тут должен быть скупой плачущий смайлик). Застегиваю куртку назад.

Одеваюсь по максимуму и выхожу. Тут же шортист. Спрашиваю, не знает ли он случайно наших позиций… 11 и 12-ый без всяких эмоций говорит он. И без вариантов, типа. Спереди 1:30 никого, сзади такое же отставание. Можно не дёргаться. (И именно на этих словах, где-то глубоко во мне закралась мысля. «А не замахнуться ли нам…» на десяточку. Ну да, придётся 40 км пройти не по 5 км/ч, а по 6. Не за 8 часов, а за 6 с большими. И понадеяться, что просядет кто-то. Или хотя бы не будет прибавлять).

На следующем КП, после первой горы из трёх оставшихся, получаю информацию от супруги: я 11-ый (убежал от шортиста), впереди девятый — 1:40 и идёт как я, а вот 10-ый в 1:10. И идёт тише. Вот и наш клиент наметился.

Звонок от Оли. А ты чего это, говорит, редиска, сошёл что ли!? Да не думал, вроде, только бороться собрался. Оказывается организаторы что-то напутали и записали меня в неудачники. На ближайшем КП обратился, все быстро решили и исправили. Но в шок меня на полчаса повергли. Всякое же бывает. Может нарушил что, хотя нечего было.

Место старта

Дальше пропускаем много букв, где было: какой я молодец, как сражался, как терпел сильную боль в бедре и приходим к последнему спуску. Я все ещё его не догнал этого Мюллера (зато узнал фамилию), лечу вниз. С 1400 надо на 400.

Выкладываюсь, как обычно по полной. Ноги уже не чувствую от боли. Сбегаю до высоты 1000 нет его. 800- нет, 700 — нет. 600- нет. 500 — нет у него шансов. Увидел наконец-то. Обогнал перед самым выходом в город. Потом ещё 3 км по набережной пытался не потерять разметки …и вот он, финиш! Десятый! 5 минут вырвал в итоге! Шортист так на «унылом» 12 месте и прибежал. Ха-ха ( это я над собой). Я так ушатался за эту одну строчку, как за 50 на UTMB не устал. 40-километровый финиш, это все-таки жёстко.

Финишировал за 36:57. В 2 часа 17 минут ночи. Сходил в душ и в 3 ночи лёг спать, там же, у организаторов в палатке. В 6:45 под барабанящий дождь проснулся и пошёл собираться. В этот день старт на Туре Гигантов в соседнем Курмайоре. У меня и номер есть, но только ассистента. Пришло время отдыхать.

(Отчёт пишется в 2:00 ночи, после того, как проводил Женю Румянцеву с одной из точек).

Покой нам только снится.

P.S. Ответ на вопрос, как все прошло, типа 2 старта подряд — не стандарт.

На рассвете моей любительской карьеры трейлраннера, у меня был подобный опыт. 100+100 с двумя неделями между. Прошло здорово — вторая сотка легла легче и быстрее. Плюс, перед глазами стоял пример чилийского (если не ошибаюсь) бегуна, который в 2016 году сделал невообразимое. Условно говоря, он к тому, что я пробежал, добавил сперва 350 км почасовой стрелке вокруг Аосты, а через 2 дня после финиша, ещё Тур, 340 км против часовой. 1000 горных километров и 70000 метров (…чо!?) набора меньше чем за месяц.

Так что моя мини-авантюра была подкреплена как сумасшедшим примером, так и теоретическим пониманием, что хватит мне этих 120 часов (практически под капельницами в Швейцарии (на самом деле у хороших заботливых друзей)), чтобы тело отдохнуло. Голова была расслаблена после выполненной задачи на важной гонке, и на этой, второстепенной, так сказать, готова была на многое. Икру левой ноги отпустило. Схватило бедро правой, правда, но это было терпимо. С болью, таблеточками, но терпимо.

Что меня больше всего радует — становится уже доброй традицией вваливать на финише. Причём на этой гонке, обошлось даже без спада в середине. Просто благодаря сдержанному старту и четкому следованию плану питания, силы меня не оставили, а были до самого конца.

Я как лошадь, чувствовал приближающийся дом и бежал все быстрее. Откуда силы берутся — честно не знаю.

P.P.S. В итоге финишировало всего 28 человек. Процент схода: больше 85!!!

Не помню подобного на своей практике.

Думаю, что дело не только в холоде, но и в своеобразном питании, которого, я считаю, многие не ожидали. На многих точках из еды было «ничего». И понять это было сложно. На 3-х точках горячее питание. И ещё штуках на пяти — сиротские апельсинки и бананы. Я на одном перегоне сел и стал жрать голубику. На подножном корме бежали, в прямом смысле этого слова. Понимая это, набирал побольше гелей и не голодал. А вот Саша, наш украинский друг, сошёл по этой причине. Тупо кончилась энергия и некому было дать нормальных спортивных штучек.

Очень классно, что среди россиян, процент схода — 0. Все трое из трёх добежали. Нашего брата такими условиями не испугаешь. Голод и холод — исконно русская забава.

Ну и жена у меня учудила. Пока я там отогревался в двух домиках, она стояла на перевале (заехала без спроса на канатке, хотела порадовать горячим питанием) и само собой, промёрзла в хлам. Так меня и не дождалась и уехала вниз. Бешеная женщина. Так что зря я говорил про то, что она «не в теме».

Концовка. Трейл — очень понравился. Для моего понимания этого вида спорта — лучшее, где можно соревноваться на таких расстояниях. Добавят по питанию или точнее пропишут эту специфику — вообще цены не будет. Ну и я опять замкнул 5 процентов в финишном протоколе. Как бы странно это не казалось, но 112 место из 2500 по этому показателю выглядит сильнее, чем 10 из 199. Так что просто в свою силу пробежал.

Положительных эмоций море, желание бегать только поприбавилось.

Через месяц завершаю сезон легендарным стомильником на Реюньоне.