В прошлом году мой муж, Владимир Кот, вошел в число участников одной из самых топовых гонок среди ультрамарафонцев – Tor des Geant в Италии. Ему суждено было бежать, а мне стать болельщиком и сопровождающим в одном лице. Как увидел эту гонку Владимир, читайте в Блог Владимира Кота (3 части). Я хочу поделиться своими наблюдениями. Тем более, что меньше месяца остается до нашей следующей поездки в Италию. Мы снова отправляемся на Tor des Geant.

Подготовка

image-(11)
Готовился муж, готовилась и я. Он просчитывал временные отрезки между базами, я пыталась понять, как добраться до баз жизни на машине, чтобы помочь ему. И мы сделали ошибку. Первое, о чем надо задуматься, когда собираешься на такое мероприятие, — где жить. Мы этим вопросом задались в конце мая (гонка в сентябре) и оказалось, что кроме ультрадорогих вариантов, совершенно не по нашему бюджету, ничего нет. Все забронировано участниками и их семьями. Стартовый городок Курмайор просто не способен переварить несколько тысяч людей. Нам пришлось выбрать кемп. Бунгало в нем, естественно, тоже были забронированы. Так что поставили палаточки и достали спальники. Вид был шикарный – на снежные вершины, но ночью температура опускалась ниже нуля, а потом и вовсе пошел дождь. В предстартовую ночь часть нашей команды таки перебралась в теплый домик с двухярусными кроватями. И эти условия показались райскими.

До старта

Мы приехали в Курмайор за полтора дня до гонки. Настроение отличное. Городок был пропитан предстоящим событием: в магазинах приветствовали участников тура, буклеты с профилем трассы в любой лавочке и даже продуктовых магазинах, на улицах толпы спортсменов, в кафешках компании обсуждают гонку. Приятно ощущать себя частью этого общего ликования.


У нас сложилась своя компания – 4 спортсмена (Владимир Кот, Евгения Румянцева, Василий Боков, Александр Оливсон) и два болельщика (я и моя свекровь Марина). Ребята готовились к старту, мы готовили кушать и старались не мешать им собираться. Всем было понятно, кто и что делает в течение тура. Уже было очевидно, что эта гонка пройдет в дождливую погоду. На предстартовом брифинге нашим бегунам объявили, чтобы они готовились к снегу и льду в первую же ночь. Потребуются теплые вещи, а потом и сухие. Обеспечить это – наша задача, группы поддержки.

День Х

image (8)И вот он наступил! День старта гонки. Утро было дождливо-серо-холодное, но внутри бушевал такой огонь от предчувствия начала чего-то важного и большого! Мы встали с отличным настроением. Тем более, что впервые перед стартом мужу удалось нормально поспать. Помог метод, которым поделился со мной тренер очень известной олимпийской чемпионки и сам олимпийский чемпион – 50 граммов коньяка перед сном – по печени не бьет, голову не дурманит, а сон крепкий гарантирует (у нас был хорватский ром «Марашка»).

Предстартовый мандраж каждый спортсмен проживает по-своему. У Володи, например, поднимается настроение и он чуть не петь готов, а Вася Боков становится сосредоточенным и даже несколько расстроенным. Это всего лишь взгляд со стороны…

За час до назначенного времени мы все (я и четыре туровца) погрузились в нашу машинку и отправились из кемпа в город на старт. Большая часть стартующих уже переминалась в коридоре. Зашли и наши. Как-то не вместе. Выбрали линии, в зависимости от тактики. По обеим сторонам дороги выстроились болельщики с зонтами и колокольчиками в руках. Я тоже нашла себе местечко. Потрясное, конечно, ощущение ожидания. И вот началось! Побежали! С улыбками! Пять минут… и все. Они убежали. С нашей точки, которая находится на высоте, можно было еще увидеть разноцветную ленту бегунов на одном из городских поворотов. Следующие 3-4 дня город будет просто ждать возвращения тех, кто смог преодолеть 330 км. Многие сойдут. Многие измучаются до крайности. Многие впервые побывают в каких-то нереальных для себя ситуациях. Многие получат удовольствие от того, что они сделали. А мы, сопровождающие, сможем вместе с ними прожить гонку и увидеть совсем другую Аосту, так как будем перемещаться по дорогам. Им – красоты природы, нам – достопримечательности.

Сложно ли сопровождать гонку?

Тур Гигантов отлично организован с точки зрения заботы о спортсмене. А вот о болельщиках и сопровождающих никто не подумал. В моем понимании это минус. Ты можешь помогать на базах жизни, у тебя есть в памятке названия городков, где эти базы расположены… Но! Ни как добраться до городков (ладно, гугл в помощь), ни как найти в них пункт питания (ничего тебе в помощь!), ни указателей на дорогах, ни инструкции, что разрешено сопровождающим на базе, а что нет. Нам сильно повело – представители Grivel выручили нас, подарив карту автомобильных дорог Аосты, с нанесенной дистанцией Тура. Мы складывали памятку с этой картой и ехали. Хотя бы было понятно, по какой дороге сворачивать в горы.

Второй ОЧЕНЬ большой минус, на мой взгляд, отсутствие информации на базах жизни. Нет списков, кто внутри, а кого нет. Например, на первой базе ты не можешь зайти внутрь, пока твой спортсмен не прибыл. Чтобы это узнать, надо было дождаться, когда освободится человек за единственным компьютером (он принимает нон-стоп спортсменов) и уговорить посмотреть. Не вопрос посмотреть самим на сайте… если бы на базах жизни был интернет. Еще один момент, усложняющий ситуацию, информация на сайте появляется с неким запозданием, минут на 20. Бывает, спортсмен уже покинул базу, а его еще пришедшим не забили. Не успевали. Понимаю, что большинство участников итальянцы, им интернет не нужен, у них телефоны работают. Об иностранцах просто не подумали.

Вот мы и занимались квестом – найди базу жизни, а потом угадай, там ли наши спортсмены. Впрочем, хочу отметить отзывчивость организаторов. В 9 случаях из 10 вам постараются помочь, если поймут, чего вы хотите. Мой слабый английский (позор, признаю) на их слабый английский или чистый итальянский – не есть эффективная коммуникация J.

Почему мы не озаботились своим интернетом? Озаботились… в субботу-воскресенье, когда в Италии даже на автозаправках люди не работают, не то, что в офисах. Симку купить мы не смогли. Кстати, этот общий принцип выходных надо учитывать, так как не работает НИЧЕГО.

Я попала в ситуацию. Проводив ребят и вернувшись к машине, я обнаружила, что аварийка разрядила аккумулятор. Дождь льет, я пытаюсь остановить хоть какую-нибудь машину и попросить помощи. А мимо чинно проезжают Бугати, Мазерати, Феррари и прочие «и» — прямо как на выставке. Первая машина тормознула через 40(!) минут. Сказал, что помочь не может и уехал дальше. И все бы ничего, только в моей машине лежат все теплые вещи ребят, которые им ОЧЕНЬ пригодятся в предстоящую ночь на обледенело-снежных перевалах. Я должна как-то завести этот драндулет и добраться до первой базы жизни, так как даже сообщить ребятам о проблеме я не могу, телефон-то не работает. Автосервисы тоже не работают – воскресенье. Можно бросить все и поймать такси (хотя ни одного я не видела), но время еще терпит. Через 1,5 часа остановились парни на небольшой Тойоте. Достали провода.
20150914_160725_resized (1)Завести не смогли, спалили нам электронику на машине, однако предложили грамотный выход – добраться до туристического бюро (единственное работающее учреждение в этот день). Там женщины были настолько добры, что разрешили мне позвонить на российский номер представителей Grivel, которые развернулись из соседнего городка и приехали заводить мою машину с толкача. Я к чему. В воскресенье Италия вымирает – помните об этом. В этот же день автоматическая колонка на заправке «съела» наши 20 евро, извинилась и даже дала чек, что ошиблась, но ситуацию это не изменило – деньги ушли, а бензина в баке не прибавилось. Спросить было не с кого. С людьми как-то проще.

Есть ли возможность погулять по окрестностям, сопровождая спортсмена? У нас получилась всего одна небольшая вылазка в самом начале. Потом мы тратили все время на поиск баз, жилья, перемещение между точками, сушку (феном) вещей для ребят, так как с погодой сильно не повезло. Старались половить спортсменов не только на больших пунктах, но и просто на дистанции, чтобы сделать фото, подбодрить. Володя в первую ночь заболел, так еще и тратили время на лечение народными методами.

Во второй части рассказ пойдет о тусовке болельщиков, о плюсах и минусах баз жизни, об остановке на гонке и выборе.