Интервью для  mountain-race.ru/

Всего пару месяцев назад все трейлраннеры России и мира пристально следили за драматическими событиями, разворачивающимися в итальянском горном регионе Аоста. В середине сентября здесь ежегодно проводится легендарный Тур Гигантов (Tor des Geants — 332км и 24000м+ набора высоты). В сложнейших погодных условиях спортсмены преодолевали трассу, и по итогу нескольких дней из-за бушующей стихии гонка была прекращена. До финиша к тому моменту добежало лишь несколько человек… Среди участников был наш соотечественник – Владимир Кот, живущий сейчас в Черногории. Наверно поэтому, мы раньше о Владимире не слышали, как об опытном и перспективном горном бегуне.
Для начала расскажи о себе. Как давно спортом занимаешься, какие достижения были и в чем? Как давно и с чего начал заниматься горными забегами?
– Я всю жизнь в спорте. На лыжах начал стоять с двух лет. На горных – с четырех. Первые соревнования выиграл в семь лет, а КМС выполнил в 11.
14 лет откатавшись на горных лыжах, перешел в ориентирование и, спустя всего 4 месяца сборов/тренировок/соревнований, выполнил норматив МС. Потом лет 7-8 постоянно подтверждался. Участвовал, наверное, в тысячах соревнований по различным видам спорта. Есть даже в керлинге первое место!
В 26 лет впервые пробежал суточный рогейн на ЧР, 3-е место. Можно сказать, что с этого старта началась моя любовь к 100-километровым гонкам и длиннее. В 2013 году неплохо выступил на чемпионате мира по рогейну и в следующий после этого месяц пробежал два ультрамарафона подряд — 100 и 102 км в Сербии. На обоих стал вторым. Это были мои первые официальные ультратрейлы. Так что длинные гонки бегаю не так давно.
Как давно живёшь в Черногории? Насколько там удобнее жить и тренироваться?

– Я тут почти четыре года. Хорошо, как говорится, там, где нас нет. Тут тоже «море» проблем. Решаем потихоньку, живем-работаем. Что касается тренировок, то конечно, условия близки к идеальным. Нет альпийских высот, но и без этого здесь можно отлично готовиться. 50% страны находится выше 1000 метров. Очень красивые национальные парки, открытые для любителей бега. Промаркированные маршруты на пики до 2500 метров, горные озера, водопады, панорамы… Тренироваться не скучно. Всегда жду, когда ребята приедут сюда на сборы, чтобы полностью с ними погрузится в эту атмосферу, уехать на север страны… А там еще столько новых мест!

Ты тренируешь людей? Как попасть к тебе? У тебя есть спортивное образование?

– У меня есть ребята на дистанционном обучении. Работаю с ними удаленно. Составляем планы тренировок, обсуждаем массу разных вопросов. Легко делиться опытом в наш век высоких технологий. Как ставить стопу, как работать на спусках, какой режим фонаря выбрать… Все можно объяснить и показать, несмотря на огромные расстояния. Уверен, что одна моя ученица забежит в призеры на апрельской Истрии. Нужно только еще поработать над положительным сплитом. Часто и просто люди, которые пытаются сделать первые шаги в беге, задают вопросы. Стараюсь отвечать, когда есть время.
Также, провожу сборы в Черногории, Russian Trailrunning Camp.  Ближайшие с 20 по 27 марта 2016 года. Меня не сложно найти в фейсбуке.

Образование есть, конечно. Закончил факультет Физической культуры и спорта «специализация туризм» Сибирского федерального университета. Наверное, один из не многих, кто работает по профессии. Вот биохимию и анатомию проездил по соревнованиям, сейчас приходится самому наверстывать. Не хватает иногда знаний.

Как пришёл к решению бежать тур? Это давняя мечта или спонтанно?
– Тур – это отдельная песня. Могу много про него рассказывать. Для начала вводная: Tor Des Geants, по нашему Тур Гигантов, 332-километровый ультрамарафон по горам Италии, 24000 метров вверх и столько же вниз. Бежится нон-стоп, одним огромным кругом. Основная масса участников проходит его где-то за 120 часов, то есть 5 суток. Я планировал пробежать за 108, несмотря на то, что многое было «в первый раз».

Интерес к этой гонке появился еще в далеком 2013-ом году, когда внимательно следил каждый день за ходом событий. Россияне тогда не выступали. Хотелось стать первым. Тут же начал готовиться и в феврале подал заявку. Но квота на Россию была всего 2 человека, и я не попал. Есть нюанс – надо очень быстро оформить заявку, после открытия регистрации, чтобы попасть в первые 500 заявившихся, которые гарантируют себе участие. Эти места разлетаются за 5 минут. А остальные отбираются по квотам для страны. Поэтому, когда в феврале 2015 я открыл стартовый лист Тура и увидел, что одно место от России еще свободно – решил воспользоваться шансом. Все получилось. В этом году Тур бежали 815 человек, а заявок было более 2300.

Что вообще нужно, чтобы попасть на старт тура? Какие этапы пройти?

– Я знаю только одну гонку, на которую отбираются, учитывая предыдущие старты – UTMB. На Тур Гигантов никаких критериев отбора нет. Как я уже сказал, все зависит от скорости набора заявки и везения. И этим, отчасти, объясняется большое количество сходов. Самый главный этап, который нужно пройти, – этап длительной подготовки. Я даже рад, что в 2014-м году не попал в число участников, так как еще не был до конца физически готов, было мало опыта, мало длинных стартов. Получилось бы, что я занял бы место того, кто действительно готов пройти Тур.12039350_609045969235243_2330656256182364504_n

Как готовился к нему? Это ведь старт года? Какие старты выбирал для подведения?

– Выбрал для себя два основных старта – 110 км в Хорватии (Истрия, апрель) и 111 км в Сербии (Приеполье, август). Я считаю, что не надо гнаться за большим количеством гонок, это не пойдет на пользу. После гонки в Сербии понял, что окончательно готов. К примеру, в 13-м году после своих первых больших гонок я все проклинал – километра с 80-го появлялась апатия, и заставлял себя бежать до финиша. А сейчас была осознанная работа на каждом участке трассы, никаких спадов, «ям» и «стен». Последние 2 недели перед Туром вообще не бегал. Ни одного километра. Выбрал такую тактику и остался ей доволен. На старт вышел отдохнувшим и с большим желанием бежать.
 Включал в тренировки какие-то особенные упражнения или работу?

– Обязательно. Но они не столько особенные, сколько продолжительные. К примеру, чтобы подготовить колени к такому испытанию, не достаточно сделать обычное число специальных упражнений. Всего приходилось делать в разы больше.
Количество приседаний довел до 1000 за раз. Сильно увеличил продолжительность беговых тренировок. На недельных сборах в августе сделали с напарником 18-часовую тренировку.

Ты говорил о высоком уровне подготовки европейцев. А как вообще можно подготовиться к такому старту на высоком уровне, чтобы войти, к примеру, в топ30, если ты от природы не Килиан и не Джурек?

– Мне кажется, надо жить в горах, любить бег по ним и иметь много времени на тренировки. У меня нет последнего. Не достаточно много тренируюсь. Я вижу себя в топ30, даже несмотря на то, какую скорость увидел у соперников в этом году на такой дистанции! +15 часов на тренировки в неделю, все что мне надо.
Что касается лидеров, то это машины! Спят за 80 часов 30 минут суммарно, бегут практически везде, разве что перед ними не стена. Стартовый участок, к примеру, они пробежали за 2.20. Мой результат – 3.20. Даже не знающий человек поймет, что это большой отрыв. Но поверьте, я спешил. А под гору даже очень быстро бежал. Звери!

 Во время гонки были мысли о сходе? О чем вообще думается после 150 км бега?

– Не была даже намека на эту мысль. Я точно знал, что финиширую.
Столько раз представлял себе, как это будет, поэтому, можно сказать, что непредсказуемого по ходу гонки ничего не было. О чем я думал в начале, о том же были мысли и на двухсотых километрах – контроль скорости, самочувствия, борьба за время. Когда мне сказали, что многие сходят из-за погодных условий, я честно удивился.

Вам просто адски не повезло с погодой. Ты был готов к такому? Продолжил бы, если бы гонку не отменили после того, как ты уже 220 км  пробежал?

– На каждом перевале на высотах 2500-3300, я заставал самую непогоду. Был и ливень со снегом, и холод, и очень сильный туман, лед. Я пересмотрел много видео с предыдущих Туров и знал, что может быть очень жестко. Настраивался на это. Да и прогноз погоды не обещал ничего хорошего. А когда организаторы на предстартовом брифинге отозвались о холоде на перевалах в нецензурных выражениях, то было понятно, что надо готовиться к худшему. Я морально был готов к еще более суровому раскладу. Был момент, когда я поднимался в перевал 3002 метра и навстречу начали сыпаться спортсмены. Они сдались. У четвертого я спросил, в чем проблема. «Нереально холодно», – сказал он по-английски. Я остановился надел под куртку флиску, выжал мокрые перчатки и собрался терпеть изо всех сил критическую температуру. Может они не жили в Красноярске и не ходили в школу в январе? Будь там на 20 градусов холоднее, чем оказалось на самом деле, я бы и то не развернулся. Не хвастаюсь, просто привык к другим температурам.

В тот момент, когда остановили гонку, я был сыт, выспавшийся, в сухой одежде, со свежими ногами после массажа, и погода казалась отличной. К тому же, именно с 220-го километра я собирался добавить в скорости. До этого прилично себя сдерживал. Так что посылов к сходу не было никаких.

Как восстанавливался на базах? Сон и еда?

– Первый раз лег спать на 35-ом часе гонке после небольших галлюцинаций, которые начали накрывать. Казалось, что хожу по кругу и более того, что меня водит организатор, хотя я был один. Даже разговаривал с ним. Так что, добравшись до промежуточной базы, просто упал и проспал 3 часа как убитый. Это была вторая ночь. В третью спал тоже 3 часа. А в четвертую – гонку остановили. Ел умеренно. Старался везде, где возможно, есть горячее, чтобы желудок не посадить. В одном месте даже купил спагетти «Болонезе». На базах проводил больше времени, чем планировал. Много уходило на массаж. Зато ноги, несмотря на такие расстояния, были в рабочем состоянии.

Есть ли какие-то секреты, типа, как преодолеть сонливость во время гонки? Больше хочется спать днём или ночью?

– Должен быть опыт борьбы с сонливостью. И ты должен знать, как ты бежишь на недосыпе, сколько можешь выдержать, в каком состоянии ты встретишь вторую ночь без сна. Секретов, к сожалению, не знаю. Волшебных пилюлек не употреблял.
Я днем спал два раза за гонку. 10 и 30 минут. Скорее, как перезагрузка мозга. И дать немного глазам отдохнуть. А так, спать хотелось только ночью. Причем, все говорят, что их рубит в 4-5 часов утра. А я люблю это время. Меня тянет в сон в районе полуночи. Не считая, конечно, первую ночь. Она пролетает незаметно.11986427_607581872714986_4527642888097650018_n

Ты какое питание брал с собой и питье? Что ел на пунктах? Хватало для восстановления сил?

– С собой брал стандартный набор гелей и батончиков. Пополнял их на больших базах.
Как уже сказал, старался не питаться одной химией. Обязательно бульоны, горячие блюда. Плюс, пил белковые коктейли. В третий день гонки совсем расхотелось есть. Засовывал в себя силой. Уверен, что все правильно делал. Не заголодал, упадка сил тоже не было.

Что входит в обязательную снарягу и что тебе особенно пригодилось на дистанции?

– Список снаряжения на всех стартах примерно одинаков. На этой гонке особое внимание уделялось теплой и непромокаемой одежде. И, как оказалось, совсем не зря. Мне очень пригодилась непромокаемая ветровка с капюшоном… в сочетании с китайским дождевиком за 30 рублей. Когда дождь усиливался, я накидывал его, и было великолепно.

 У тебя было несколько рюкзаков и пар кроссов. По какому принципу их подбирал? Их транспортируют организаторы от базы до базы, и ты можешь на каждой их поменять?
– Именно так. Есть 6 больших баз жизни по ходу гонки, на которые организаторы привозят твою сумку. Можешь класть в нее все, что захочешь. Второй готовый  рюкзак, сколько хочешь пар кроссовок. Кто-то брал с собой фен (для сушки вещей), халат для душа, бритву, подушку…
К тому же, каждому участнику разрешено иметь группу поддержки. А точнее, только одного аккредитованного человека. Я приехал на гонку в сопровождении моих дорогих женщин – жены и мамы. Оля стала моим официальным сопровождающим, а мама – нашего друга Василия из Украины. Правда, Василий ее поддержкой почти не пользовался.

Так вот, отвечаю на вопрос. Кроссовки были почти постоянно мокрыми. И одежда тоже. Моя команда забирала их на ночь, и на следующей базе у меня опять был полный комплект, в случае необходимой замены. Поэтому мне хватило снаряжения, даже с запасом. Тем, кто был без поддержки, было сложнее. Тратили время на сушку, если было чем сушить, иначе бежали постоянно в мокром и грязном.
Рюкзак поменял на второй базе, потому что он мне натер спину. Потом уже выяснил, что внутри развернулась гидросистема платиковой крышкой к спине… И кроссовки разных моделей взял из соображений подстраховаться. Хоть они и сто раз проверены, кто знает, где смогут натереть мозоли на таких расстояниях. Тогда в дело пойдут другие. Плюс, они были рассчитаны на разное покрытие троп – в «саломонах» лучше бежать по грунту, а «асиксы» отлично держат на мокрых камнях.

 

Какой фонарь там нужен? На сколько люменов? Две штуки брал?

– Брал два одинаковых, профессиональных. Это обязательное снаряжение. Яркость зависит от режима. От 60 лм до 550. На максимальном режиме дальний свет фар у машин отдыхает. Но на нем и длительность всего 2 часа. Поэтому бегаю в основном на среднем — 180 Люмен / 8,5 часов, дальность около 40 метров. На базах есть возможность подзарядки.

Во время гонки часто видел наших? Как с виду выглядели? Мотивировали как то друг друга?

– С Василием бежали вместе два отрезка где-то по часу. Обсуждали, у кого что и как складывается. Еще одного украинца, Александра, тоже видел пару раз, но, буквально, по паре минут. У обоих все было окей. От России еще выступала Евгения, но с ней мы не совпадали по графику. Увидел только после остановки гонки.12022569_1115507945144630_4395854119187784385_o

Как долго приходил в себя после? Как восстанавливался?

– В конце сентября приехал домой из Италии. И вот только недавно, с начала ноября возобновил тренировки. Так что можно сказать, что месяц полностью отдыхал. За это время пробежал только два 30-километровых марафона на соревнованиях. На первом очень прилично улучшил свой прошлогодний результат. А вот второй дался тяжело. Чувствовалось, что еще до конца не восстановился.
Люблю много спать после таких гонок. Точнее, этого требует организм. Не прекращаю есть витаминки  и пить полезные коктейли.

Расскажи, из-за чего конкретно была остановлена гонка? Чем все закончилось?

– На тот момент (к 80-му часу со старта) гонка уже останавливалась два раза. И опять по прогнозам наступала очень плохая ночь. Преодоление заключительного перевала  выше 2900 метров  во время снегопада и отрицательной температуре, еще и ночью, было опасно для жизни уставших спортсменов. Организаторы решили придержать еще не вышедших на него участников, а значит, вместе с ними остановились и все, в тех точках, где они находились. В этот момент я дошел до 220-го километра и после короткого отдыха собрался выходить на следующий участок, но меня не пустили. Отправили спать. А в 8 утра гонку окончательно закрыли. Всем, кто не сошел (менее 500 участников из 815) до этого времени, засчитали финиш  и места распределили, учитывая финальные точки и время прибытия в них. Не совсем корректно, но другого выхода у директоров соревнований не было. Когда утром начали организовывать транспортировку участников на место старта/финиша в Курмайор, была очень скверная погода. Лил дождь, серо. Лично я воспринял решение организаторов спокойно. И большинство так. Я много общался с другими ребятами. Пришли к выводу, что гонка после третей остановки на всю ночь уже не была бы тем Туром Гигантов.  Это был бы уже не формат нон-стоп. И результаты были бы совсем другими. Народ бы уже не боролся, а просто доходил дистанцию. Так что… Человек предполагает, а Бог располагает.
К тому же, у каждого был теоретический шанс пробежать все 332 км на этом Туре. Для этого нужно было быть всю дистанцию в топ 8 (их не останавливали в первые два раза), а на последний перевал уйти в числе первых шести спортсменов. Именно столько мужчин преодолели Тур-2015 полностью. Их результаты 80-85 часов. Примечательно, что выиграл 51 летний француз. Вот кто любит горы и практически живет на них.
Был и еще один шанс пройти всю дистанцию. Им воспользовался наш Василий, который в обществе немки и японки вышел на покорение оставшихся 100 километров, несмотря на отсутствие пунктов питания, маркировки и ночлега. Им понадобилось еще двое суток на это. Браво!

Какие планы на следующий год? Есть мысли снова связаться с Туром в будущем?
– Сейчас ищу спонсоров, пишу письма. Но из Черногории это делать немного проблематично. Так что Тур пока под вопросом. Но только из-за финансовой составляющей. Бежать его готов и очень хочу.

Подводящих гонок в этом сезоне также будет две. Уже заявился на 173 км в Хорватии – «100 миль Истрии». В июле, если все слава Богу, хочу пробежать в Андорре, вокруг страны. Тоже 170 километров.